Обзоры

Помощь адвоката – решением Верховного Суда РФ признана недействующей Инструкция о действиях должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, утвержденная приказом ГТК РФ от 28 ноября 2003 г. N 1356

10.10.2015

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ

( и з в л е ч е н и е )


от 4 сентября 2015 г. N АКПИ15-693


Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре С.С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ч***" о признании недействующими пункта 1, подпунктов "а", "б", "в", "г" пункта 37 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 2003 г. N 1356,

установил:

приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 2003 г. N 1356 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров (далее - Инструкция).

Инструкция определяет перечень, последовательность и предельные сроки осуществления действий должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении товаров с момента подачи таможенной декларации до момента выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом (пункт 1).

В соответствии с пунктом 37 Инструкции при контроле соблюдения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности уполномоченное должностное лицо осуществляет:
а) проверку достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в отношении содержащихся на товаре объектах интеллектуальной собственности;
б) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в рассылаемых ГТК России сведениях из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
в) проверку документов, подтверждающих соблюдение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности;
г) подготовку решения о приостановлении выпуска товаров в случаях и порядке, установленных нормативными актами ГТК России;
д) передачу в соответствующее функциональное подразделение таможни информации об обнаруженных нарушениях законодательства об интеллектуальной собственности.
ООО "Ч***" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 1, подпунктов "а", "б", "в", "г" пункта 37 Инструкции, ссылаясь на то, что они противоречат пункту 1 статьи 104, пункту 1 статьи 331 Таможенного кодекса Таможенного союза и нарушают права юридического лица на своевременное принятие таможенным органом решения о приостановлении выпуска товара, содержащего объекты интеллектуальной собственности.

В суде представитель ООО "Ч***" *** поддержал заявленные требования, пояснив, что оспариваемые подпункты "а", "б", "в", "г" пункта 37 Инструкции в их системной взаимосвязи с положениями пунктов 7 и 30 Инструкции указывают на допустимость альтернативного продления сроков проведения проверки товаров на предмет контрафактности, либо приостановления выпуска товаров в целях защиты прав интеллектуальной собственности вне зависимости от того, что таможенный орган в порядке применения подпункта "в" пункта 37 Инструкции уже установил отсутствие документов, подтверждающих соблюдение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Представители Федеральной таможенной службы Ш., М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Инструкция не является нормативным правовым актом, поскольку представляет собой организационный акт, направленный на регламентацию деятельности таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц, не нуждалась в государственной регистрации и не подлежала опубликованию в порядке, предусмотренном для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Г. пояснила в суде, что по результатам проведенной Минюстом России правовой экспертизы установлено, что оспариваемый акт носит нормативный характер, содержит нормативные предписания, затрагивающие права граждан (пункты 5, 7, 12, 13, 14, 16, 25, 26, 46, 47, 61, 68, 71, 72 Инструкции), подлежал государственной регистрации и официальному опубликованию.

Выслушав объяснения представителей ООО "Ч***" ***, ФТС России Ш., М., Минюста России Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, определяет перечень, последовательность и предельные сроки осуществления действий должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении товаров с момента подачи таможенной декларации до момента выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Она применяется при декларировании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами для коммерческих целей либо декларировании от их имени таможенным брокером (представителем) товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 8, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно разъяснению, данному в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 (в редакции от 9 февраля 2012 г.) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Поскольку не были соблюдены правила введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, установленные Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, то оспариваемый нормативный правовой акт признается судом недействующим.

При подаче заявления в Верховный Суд Российской Федерации об оспаривании нормативного правового акта ООО "Ч***" уплатило государственную пошлину в размере 4500 рублей согласно платежному поручению от 3 марта 2015 г. N 639, которая подлежит взысканию с Федеральной таможенной службы в пользу заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:


заявление общества с ограниченной ответственностью "Ч***" удовлетворить:

признать недействующей со дня вступления в законную силу решения суда Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденную приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 2003 г. N 1356.

Взыскать с Федеральной таможенной службы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ч***" расходы по государственной пошлине в размере 4500 рублей (четыре тысячи пятьсот рублей).

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

 

 

 

ЧЕМ РАНЬШЕ ВЫ ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К АДВОКАТУ,
ТЕМ ЭФФЕКТИВНЕЕ БУДЕТ ЗАЩИТА

 

 

 

 

 

 

 

 

31.05.2022
15.04.2022
27.03.2022
04.02.2020
25.11.2019
20.11.2019
18.11.2019
14.11.2019
01.10.2019
22.07.2015
02.02.2014

Интересное: