Практика

16 июля 2013 года. Представляя интересы ООО П*** по заявлению адвоката А.Н. Приданова возвращены излишне уплаченные таможенные платежи, взысканные Балтийской таможней

16 июля 2013 года. Представляя интересы ООО П*** по заявлению адвоката А.Н. Приданова возвращены излишне уплаченные таможенные платежи, взысканные Балтийской таможней

 

БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ

Юридическая помощь адвоката

 

===================================  

 

 

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

 

 

 

 

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


( и з в л е ч е н и е )


г.Санкт-Петербург

16 июля 2013 года      Дело № А56-33780/2013

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 16 июля 2013 года.

 

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Пасько О.В.,


при ведении протокола судебного заседания секретарем Носовой Т.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "П***" (адрес: 109390, Россия, Москва, ...);

к Балтийской таможне (адрес: 198184, Россия, г.Санкт-Петербург, Канонерский остров, д.32А, ОГРН: 1037811015879);

о признании недействительным решения об отказе в возврате таможенных платежей и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.


при участии

- от заявителя: Приданова А.Н., по доверенности от 10.06.2013;

- от ответчика: Асинкова Ю.А., по доверенности от 30.01.2013;

 

установил:

Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения Балтийской таможни от 29.03.2013 № 15-05/10100, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления ООО «П***» от 20.03.2013 № 43 о возврате излишне уплаченных денежных средств по таможенной декларации № 10216110/200812/0044215, а так же об обязании Балтийской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «П***» путем возврата на его расчетный счет 1776138 руб. 99 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что основанием для возвращения заявления без рассмотрения явилось не представление заявителем документа, подтверждающего факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. При этом, представленные заявителем бланки КТС, ДТС таможенный орган не счел возможным отнести к документам, подтверждающим факт излишней уплаты заявителем таможенных платежей.

Спор рассмотрен судом по существу.

Учитывая, что:

Заявитель в августе 2012 года ввез на таможенную территорию Российской Федерации товары - мороженную икру летучей рыба в соответствии с внешнеторговым договором купли-продажи № ВРР15 от 09.04.2012 с компанией «BLUE PACIFICO SAC», Перу, базис поставки – CFR- Санкт-Петербург.

Товар был предъявлен к таможенному оформлению в Балтийской таможне по ГТД №10216110/200812/0044215.

Декларант определил таможенную стоимость товара по 1-му методу - по стоимости сделки с ввозимым товаром в соответствии со ст 19 Закона РФ от 21 мая 1995 года № 5003-1 «О таможенном тарифе». Декларантом представлены в таможню документы для обоснования заявленной таможенной стоимости товара в соответствии с приказом ФТС России от 25 апреля 2007 года № 536.

Заявитель скорректировал заявленную таможенную стоимость до величин, указанных таможенным органом. При этом, сумма таможенных платежей, до начисленных и уплаченных в связи с корректировкой таможенной стоимости составила 1776138 руб. 99 коп. Таким образом, в результате корректировки таможенной стоимости по вышеуказанной ГТД заявитель был вынужден уплатить дополнительно начисленные ответчиком платежи в общей сумме 1776138 руб. 99 коп. в целях получения разрешения на выпуск товаров и в связи с необходимостью незамедлительного вывоза товаров со СВХ. Однако после выпуска товара заявитель 17.01.2013 обратился к ответчику (вх. номер Балтийской таможни 04571 от 29.01.2013) с заявлением о возврате денежных средств, до начисленных в результате корректировке таможенной стоимости. Решением от 04.02.2013 № 15-05/03036 «О рассмотрении заявления» ответчик отказал заявителю в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Далее, 20.03.2013 заявитель направил ответчику повторное заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей решением от 29.03.2013 № 15-05/10100 ответчик оставил заявление № 43 от 20.03.2013 без рассмотрения сославшись на то, что заявителем не представлены документы подтверждающие факт излишней уплаты.

По мнению таможни, в данном случае у нее имелись правовые и фактические основания для принятия решений об отказе в возврате уплаченных заявителем в результате корректировки таможенной стоимости платежей, поскольку представленные заявителем (декларантом) документы не содержат "достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара".

Однако позицию таможенного органа суд не может признать обоснованной и правомерной, поскольку в обоснование применения 1-го метода декларантом представлены документы в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536. Никаких дополнительных документов таможенный орган у заявителя не запросил.

К выводу, что заявленная стоимость сделки имеет признаки недостоверности таможня пришла на основании сопоставительного анализа с ценовой информацией на внутреннем рынке Российской Федерации, и скорректировала заявленную декларантом таможенную стоимость товаров на основании ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа по однородным товарам, с использованием шестого (резервного) метода.

В связи с вступлением 01.07.2010 г. в законную силу Таможенного кодекса Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009г. № 17). Суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению, в том числе в связи со следующим.

В силу положений ст. 64 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов

таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Соглашением от 25.01.2008г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение), вступившим в силу одновременно с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27.11.2009г., установлены единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном ст. 4 настоящего Соглашения.

В соответствии с п. 4 ст. 65 ТК ТС, заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Согласно п. 1 ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии г положениями ст. 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

установлены совместным решением органов таможенного союза;

ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

существенно не влияют на стоимость товаров;

продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 4 настоящей статьи.

Пунктом 2 этой же статьи установлено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.

Ст. 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (статья 69 ТК ТС).

В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС.

Декларант обязан представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах (статья 98 ТК ТС).

При этом сам таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза - статья 95 ТК ТС.

Аналогичные правомочия таможенного органа закреплены и в Таможенного кодексе Российской Федерации - при выпуске товара таможенный орган при наличии у него сомнений в правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, вправе в соответствии с требованиями пункта п. 4 статьи 323 ТК РФ в письменной форме запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Закрепленные в ст. 111 ТК ТС полномочия таможенного органа исключают произвольный подход к порядку определения и заявления таможенной стоимости товаров.

В случае, если таможенный орган в силу п. 1 ст. 65 АПК РФ и п. 5 ст. 200 АПК РФ не исполнил процессуальную обязанность доказывания правомерности корректировки таможенной стоимости товаров, отсутствия ограничений для использования метода определения таможенной стоимости по цене сделки, предусмотренных ст. 4 Соглашения, отсутствия фактов заявления Истцом недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, определяется как стоимость сделки с такими товарами.

В пункте 2 статьи 19 Закона приведен исчерпывающий перечень условий, исключающих применение первого метода.

Как указано в пункте 1 статьи 24 Закона, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20 - 23 Закона, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации.

По смыслу положений статьи 323 ТК РФ, статей 12, 19 - 24 Закона при определении таможенной стоимости исключены произвольные или фиктивные подходы к стоимостной оценке. В ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. Таможня обязана при необходимости опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной им в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать обстоятельства, значимые для таможенных целей (правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений).

В связи с этим отсутствие у декларанта тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и

недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").

Закрепленные в статье 367 ТК РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

В силу приведенных положений Закона и статьи 323 ТК РФ при определении таможенной стоимости товаров (в целях исключения произвольных либо фиктивных оценок) требуется оценка документов, представленных в подтверждение действительной стоимости ввезенных товаров, в их совокупности и взаимной связи. Отдельные недостатки отдельных документов не являются необходимым и достаточным условием для несогласия с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров.

Невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.

Из систематического толкования положений статьи 24 Закона следует, что необходимы строгая адресность данных и четкая идентификация соответствующих товаров при использовании таможенными органами шестого (резервного) метода.

Согласно материалам дела ценовая информация, использованная в данном случае таможенным органом при сопоставлении товаров и корректировке их таможенной стоимости, не отвечает требованиям Закона: сопоставимость всех значимых условий внешнеэкономических сделок, критерий однородности товаров не подтверждаются.

Таможенный орган не доказал наличие правовых и фактических оснований для корректировки таможенной стоимости и уплаты обществом 1776138 руб. 99 коп. таможенных платежей (часть 5 статьи 200 АПК РФ). Оспариваемые заявителем действия таможни по оставлению без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не соответствуют закону (статья 355 ТК РФ) и нарушают права и законные интересы заявителя.

Согласно п. 1 ст. 335 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов, денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее 3 лет со дня их уплаты либо взыскания.

Пунктом 8 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений п. 9 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Возражения ответчика суд не может признать обоснованными. Принимая во внимание, что заявитель представил таможенному органу КТС и ДТС, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей и при этом добровольная корректировка заявителем таможенной стоимости не свидетельствует об истинном намерении ООО «П***» определить ее другим методом. Аналогичная позиция изложена в п.10 Обзора правоприменительной практики в Письме Федеральной таможенной службы от 09.02.2006 № 01-06/4153. Так, ФТС России рассматривая жалобу на действия Балтийской таможни по корректировке таможенной стоимости указывает, что «…добровольное выполнение лицом действий, требуемых уполномоченным органом государственной власти и предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации, не означает его принципиальное согласие с таким требованием и не лишает его права в последствии обжаловать соответствующее решение.»

При таких обстоятельствах суд считает обоснованными и правомерными требования заявителя как в части признания недействительным решения таможни об оставлении без рассмотрения заявления о возврате начисленных в результате корректировки таможенной стоимости платежей, так и в части возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Расходы заявителя по уплате госпошлины следует отнести на ответчика как сторону по делу.


Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

 

решил:

 

Признать недействительным решения Балтийской таможни от 29.03.2013 № 15-05/10100, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления ООО «П***» от 20.03.2013 № 43 о возврате излишне уплаченных денежных средств по таможенной декларации № 10216110/200812/0044215.

Обязать Балтийскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «П***» путем возврата на его расчетный счет 1776138 руб. 99 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.

Взыскать с Балтийской таможни в пользу ООО «П***» 2000 руб. 00 коп. расходов по уплате госпошлины.

Выдать ООО «П***» справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. 00 коп. излишне уплаченной госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

 

Судья Пасько О.В.

 

 

 

 

 

ЧЕМ РАНЬШЕ ВЫ ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К АДВОКАТУ,
ТЕМ ЭФФЕКТИВНЕЕ БУДЕТ ЗАЩИТА

 

 

 

31.05.2022
15.04.2022
27.03.2022
04.02.2020
25.11.2019
20.11.2019
18.11.2019
14.11.2019
01.10.2019
22.07.2015
02.02.2014

Интересное: